1.
Основные положения.
1.1.
Назначение.
САПС – это
интегрированная система
автоматизированной конструкторской и технологической подготовки
корпусных производств верфи на базе локальной сети персональных
компьютеров.
Система
обеспечивает рабочее проектирование корпуса судна и технологическую
подготовку корпусообрабатывающего, сборочно-сварочного и
корпусостроительного производств верфи. Она позволяет получить обширную
номенклатуру построечной конструкторской и технологической документации
в графической и табличной форме, а также карты раскроя листового и
профильного проката и управляющие программы для машин термической резки
с числовым программным управлением (ЧПУ).
1.2.
Входная информация.
Входной
информацией для системы служат:
·
Документация классификационного (техно-рабочего) проекта судна.
·
Технологические требования завода-строителя судна.
·
Нормативные документы, используемые при проектировании и постройке
судов.
1.3. Выполняемые работы.
С помощью
системы выполняются следующие работы:
·
Разработка и выпуск рабочих чертежей корпусных конструкций и
спецификаций к ним.
·
Определение формы и размеров всех листовых и профильных деталей
конструкций корпуса судна.
·
Расчёт
разверток и гибочной оснастки (шаблоны, каркасы) для листов всех
неплоских поверхностей корпуса судна (наружная обшивка, верхняя палуба и
др.).
·
Описание
деталей по плазовым эскизам (чертежам).
·
Автоматический раскрой листового проката с выпуском карт раскроя для
автоматической, гильотинной и ручной резки.
·
Расчёт
управляющих программ для вырезки деталей из листового проката на машинах
термической резки с ЧПУ.
·
Выпуск
карт раскроя для ручной резки профильного проката.
·
Ведение
ведомостей учёта использованного листового и профильного проката.
·
Получение всех необходимых плазовых данных для сборки и контроля
установки конструкций корпуса судна.
·
Расчёт
сборочной оснастки (лекальные и коксовые постели) с выпуском чертежей
для изготовления и настройки сборочной оснастки, а также документации
для узловой и секционной сборки.
1.4.
Решаемые задачи.
Система САПС предназначена для
решения следующих задач при комплексной автоматизации выпуска
построечной конструкторской и плазово - технологической документации по
корпусу судна:
·
Формирование поверхности
наружных обводов по каркасу сглаженных линий.
·
Генерация практического
корпуса.
·
Трассировка стыков, пазов
и линий притыкания набора.
·
Формирование моделей
внутренних конструкций корпуса судна.
·
Разработка рабочих
чертежей корпусных конструкций и спецификаций к ним.
·
Формирование и ведение
раздела «Корпус» базы данных, который включает геометрическую и
конструктивную модели корпуса судна.
·
Развертка деталей
неплоских поверхностей корпуса судна с расчетом необходимой гибочной
оснастки.
·
Определение формы и
размеров листовых и профильных деталей.
·
Описание деталей по
плазовым эскизам (чертежам).
·
Формирование раздела
«Деталь» базы данных, который включает все листовые и профильные детали
конструкций, а также реквизиты, необходимые для раскроя металла.
·
Автоматический раскрой
листового проката.
·
Формирование раздела
«Карта» базы данных, который включает все карта раскроя листового
проката.
·
Расчет данных для
настройки и изготовления технологической оснастки для сборки и сварки
конструкций корпуса.
·
Расчет данных для узловой
и секционной сборки.
·
Разработка и выпуск
плазово - сборочных чертежей (эскизов) на узловую, секционную и
стапельную сборку.
Система
ориентирована на решение вышеперечисленных задач для судов любого типа
и назначения.
1.5. Структура.
С точки зрения структуры система САПС
является программной системой с банком данных, состоящей из 8 модулей.
Модули
системы САПС обеспечивают решение следующих функциональных задач
системы:
·
Ведение базы данных («База
данных»).
·
Геометрические построения на
плоскости («2D
Геометрия»).
·
Геометрические построения в
пространстве («3D
Геометрия»).
·
Формирование конструктивной
модели корпуса («Корпус»).
·
Оформление чертежей деталей
(«Деталь»).
·
Оформление рабочих чертежей
секций корпуса («Чертёж»).
·
Автоматический раскрой листового
проката («Раскрой»).
·
Формирование спецификаций
рабочих чертежей («Спецификация»).
2. Технический
комплекс.
Для
функционирования системы необходимы персональные компьютеры, совместимые
с
IBM-PC,
на которых установлена операционная система фирмы
Microsoft
(Windows
98 или
Windows NT).
Компьютеры могут быть объединены в локальную сеть с общей базой данных
по одному или нескольким проектам судна. В этом случае один из
компьютеров будет выполнять функцию сервера, который управляет общей
базой данных.
Минимальная
конфигурация компьютера:
·
Процессор
Intel Pentium II 300 МГц.
·
Оперативная память 64
Mб.
·
Жесткий
диск 4Гб.
·
Дисковод
1,44 Мб.
·
Цветной
монитор 17”.
·
Клавиатура и мышь.
Система САПС заменила собой используемую ранее в ООО "ТОРОЛА" систему
ПЛАТЕР.
В данный момент система используется на судостроительных и судоремонтных
заводах в Николаеве, Херсоне, Килие, Мариуполе, Риге, Калининграде и др.
|