На главную

САПР в судостроении

 
ПРИМЕНЕНИЕ САПР НА ПРАКТИКЕ

Опыт внедрения системы ПЛАТЕР в ООО "ТОРОЛА"

В течение 2000-2001 годов выполнено внедрение системы ПЛАТЕР в ООО "ТОРОЛА" (Украина, г. Николаев). За прошедший период разработана построечная конструкторская и технологическая документация по 17 проектам и продолжаются работы еще по 5 проектам судов различного типа и назначения (траулеры, лоцманские катера, танкер, буксир, постановщик буев, подкормщик рыбы, моторные яхты). Заказчиками судов выступали предприятия Латвии (судоремонтный завод "Riga Ship Yard", г. Рига), Эстонии (судоремонтный завод, г. Таллинн), Польши (судостроительный завод, г. Гданьск), России (судостроительный завод "Янтарь", г. Калининград) и Украины (судостроительные заводы им. 61 Коммунара и "Океан", г. Николаев). Проектировали суда в Норвегии, России ("Рикошет", г. Санкт-Петербург) и Украине ("Гипрорыбфлот" и "ТОРОЛА", г. Николаев).

В процессе подготовки к внедрению создана и в опытно-промышленном варианте отработана технология автоматизированного выпуска построечной конструкторской и технологической документации по корпусу судна на базе системы ПЛАТЕР. В состав построечной документации включены: рабочие чертежи секций со спецификациями, технологические документы для изготовления деталей, узлов, секций и корпуса в целом, управляющие программы для вырезки деталей на машинах термической резки с ЧПУ, данные для изготовления гибочной оснастки, настройки сборочной оснастки и проверки сборочных работ. В основу этой технологии положены следующие основные требования:
 - прием входных документов от проектанта и заказчика и передача выходных документов 
заказчику в виде машинных файлов: чертежи в DXF(DWG)-формате, текстовые документы в DOC-формате с использованием электронной почты;
 - корпоративная разработка построечной конструкторской и технологической документации на базе локальной сети персональных компьютеров с использованием в качестве центрального носителя информации сервера сети;
 - ведение информации (базы данных, входные, внутренние и выходные документы) по 
всем разрабатываемым проектам судов на сервере сети;
 - минимальное использование в процессе разработки бумажных носителей информации 
(чертежи, таблицы, схемы, договорная документация, технические задания, переписка).

Перечисленные выше требования обусловлены рядом факторов, главными из которых являются следующие особенности функционирования ООО "ТОРОЛА":
1. Значительная территориальная удаленность заказчиков и проектантов, а также их различная компьютерная подготовленность и вооруженность;
2. Предельно сжатые сроки разработки построечной документации;
3. Ограниченные производственные площади и финансовые возможности;
4. Дефицит квалифицированных конструкторов и технологов, имеющих опыт постройки 
судов у потенциальных заказчиков (особенно у судоремонтных заводов).

Значительная территориальная удаленность заказчиков и проектантов, а также предельно сжатые сроки разработки построечной документации практически не позволяют организовать взаимодействие с ними с помощью традиционных средств коммуникации (почта, телефон, нарочный). Поэтому не было альтернативы такому современному средству коммуникации как электронная почта.

Предельно сжатые сроки разработки построечной документации можно обеспечить только с помощью автоматизированной системы, позволяющей вести корпоративную разработку в локальной сети с большим количеством рабочих мест и использующей базы данных на сервере сети. В качестве такой автоматизированной системы была выбрана система ПЛАТЕР, имеющая богатые традиции и реальные возможности корпоративной разработки технологической и конструкторской документации по корпусу судна.

Ограниченные производственные площади и финансовые возможности не позволили организовать такое традиционное для проектно-конструкторских организаций подразделение как архив. Поэтому было спроектировано машинное ведение архива, для чего разработана специальная структура хранения информации в рамках файловой системы операционной системы Windows (совокупность вложенных друг в друга папок, задающих имя страны, города, завода и т.д.). Документы выводятся на бумажный носитель только для внутреннего использования чаще всего в одном экземпляре и в уменьшенном масштабе (например, формат А3 вместо формата А1).

Дефицит квалифицированных конструкторов и технологов вынуждает ООО "ТОРОЛА" в процессе выпуска построечной документации решать для завода-строителя те вопросы, которые обычно находятся в компетенции конструкторского бюро, технологического бюро и плаза. При разработке рабочего чертежа секции конструктор попутно решает все технологические вопросы, связанные с изготовлением секции, и выполняет деталировку секции с накоплением деталей в базе данных проекта. На основе базы данных проекта автоматически формируется спецификация чертежа в виде машинного документа в DOC-формате, а также подготавливается информация для автоматического раскроя листового проката и выпуска управляющих программ для вырезки деталей на машинах термической резки с ЧПУ. Кроме того, в процессе постройки судна ООО "ТОРОЛА" ведет оперативное сопровождение постройки с решением всех возникающих вопросов. Вопросы и ответы на них передаются, как правило, по электронной почте с уточнением в случае необходимости по телефону.

Для выполнения работ по выпуску построечной документации конструкторский отдел ООО "ТОРОЛА" оснащен необходимой вычислительной и периферийной техникой. Вычислительная техника представлена персональными компьютерами с процессорами Intel Pentium II (III) с тактовой частотой 400-650 МГц, оперативной памятью 128 Мбайт, дисковой памятью 8-10 Гбайт и мониторами 19". На персональных компьютерах установлена операционная система Windows98/2000 и автоматизированная система ПЛАТЕР. Персональные компьютеры объединены в локальную вычислительную сеть со специализированным сервером, на котором установлена операционная система WindowsNTServer. Сервер оснащен дисковой памятью 20 Гбайт и стримером для архивного копирования информации диска сервера. Периферийная техника представлена рулонными струйными принтерами Hewlett Packard DesignJet 450C и 500 (формат 
бумаги А0), а также лазерными принтерами Hewlett Packard LaserJet 5000 (формат бумаги А3 и А4).

В конструкторском отделе ООО "ТОРОЛА" параллельно разрабатывается несколько (до 6) 
проектов, по каждому из которых ведется на сервере своя база данных. Объем базы данных по одному проекту может достигать 250 Мбайт (в среднем – 120 Мбайт). Таким образом, суммарный объем всех проектов может достигать 700-750 Мбайт. При таких объемах информации особую важность приобретает вопрос поддержки баз данных в актуальном состоянии. Для решения этого вопроса разработана и функционирует технология поддержки баз данных, которая предусматривает регулярную проверку целостности баз данных средствами системы ПЛАТЕР. Обычно проверка выполняется 1 раз в день перед началом рабочего дня, но при очень интенсивной работе с проектом может выполняться и чаще. Проверенные базы данных при отсутствии ошибок в них архивируются и запоминаются на персональном компьютере Администратора системы и сервере сети. Для повышения надежности сохраняется несколько копий архивов баз данных проектов, расположенные в папках, имена которых состоят из даты копирования базы данных.

Авторы системы ПЛАТЕР: Чумак Виталий Петрович, Коваленко Ярослав Валериевич.

Статья подготовлена Коваленко Я.В. 08 августа 2001года.


Главная      Новости     Судостроительные САПР     САПР на практике     Статьи     Ссылки

Форум     Гостевая книга    

© Alexey, 2001-2009