На главную

САПР в судостроении

 
ПРИМЕНЕНИЕ САПР НА ПРАКТИКЕ

Опыт использования системы Sea Solution на примере компании
Steelcad Consultants AS (Норвегия).

Компания Steelcad Consultants AS - это норвежская компания, которая специализируется на моделировании корпусных конструкций и трубопроводов для большого числа норвежских и не только норвежских судоверфей, выпуске рабочей документации, управляющих программ для станков с ЧПУ, шаблонов для гибки, эскизов профилей, трубопроводов и т.д. В настоящее время в компании работает 20 человек и за год выполняется работ по выпуску рабочей документации на корпус и трубопроводы в среднем на 8-10 судов от 50-100 метров длиной.

Первоначально в качестве CAD-системы использовался AUTOKON, который в последствии был заменен на более новую систему FORAN v40, которая и используется в компании по сей день.

Система Sea Solution эксплуатируется в компании, начиная с 1998 года. Первоначально это были только заказы на сглаживание поверхности корпуса судна по ручному чертежу и получение теоретического чертежа в компьютерном виде. В последствии количество выдаваемой документации существенно выросло и улучшилось применительно к требованиям заказчика. Кроме теоретического чертежа в DWG формате появилась возможность выдавать следующий перечень документов:
- теоретический чертеж и практический корпус;
- растяжка наружной обшивки со всеми нанесенными линиями притыкания набора, палубами, стрингерами и т.д.;
- шпангоутные сечения, разнесенные в отдельные файлы с линиями палуб и набора;
- проекции линий набора в отдельных файлах;
- трехмерная модель;
- плазовая книга;
- файлы обмена данными для нескольких популярных в Норвегии программ для расчета гидростатики;
- файлы данных для определения поверхности в модуле FORMF системы FORAN;
- Defrec и Tracur файлы для системы FORAN и некоторых других программ;
- VDA, SFR, DBG, IGES форматы файлов.

Как видно из перечня документов, приведенного выше, Sea Solution позволяет максимально использовать информацию о поверхности корпуса судна не только для выпуска рабочих чертежей и расчетов гидростатики, но и для максимального облегчения процедуры задания поверхности в таких системах как FORAN и AUTOKON.

На протяжении всего времени эксплуатации системы основное внимание акцентировалось на предоставление максимального удобства для конечного пользователя в использовании результатов работы и сокращении сроков формирования конечной сглаженной поверхности корпуса судна. Составными частями этого процесса являются сокращение сроков подготовки исходной информации:
- сканирование ручного чертежа, векторизация и предобработка;
- автоматизированный ввод координат данных плазовой книги, в том числе и отсканированной бумажной плазовой книги с распознаванием символов и превращением ее в текстовый файл;
- ввод данных из 2D и 3D DXF файлов с возможностью ввода как линий, так и аппроксимационных точек.

Все это позволило сократить сроки подготовки всех необходимых данных до одного дня. Непосредственно сглаживание поверхности требует около 3-4х дней в зависимости от сложности поверхности и качества исходных данных. Это достигается благодаря возможностям системы по динамической визуализации сечений получаемой поверхности, линий перегиба и кривизны, а также топологических параметрических зависимостей между всеми элементами как то линии, поверхности и точки. Этот аппарат позволяет легко вносить изменения в существующий проект.

Выпуск полной выходной документации занимает ориентировочно 1-1.5 часа. Делается автоматически. Больше всего времени требуется на указание линий которые необходимо передать в плазовую книгу.

Благодаря встроенным функциям контроля и динамической визуализации получаемая поверхность настолько высокого качества, что не требует никакого дополнительного сглаживания и может быть использована верфью для постройки корпуса.

Норвежские проектные организации 100% своих чертежей выдают в компьютерном виде и очень заинтересованы в точном определении конечной сглаженной поверхности в максимально короткий срок и на более ранней стадии проектирования, так как в дальнейшем эти линии используются для выпуска компьютерных чертежей с точным указанием размеров деталей на них в масштабе 1:1 и возможностью измерения неуказанных размеров непосредственно с чертежей.

Ситуация на этом рынке такова, что в настоящее время ни одна из использующихся в Скандинавии систем не может предоставить поверхность такого качества, с таким количеством выходной документации и за такие сроки. Поэтому сейчас около 75% поверхностей всех судов в Норвегии определяется фирмой Steelcad Consultants A/S. В настоящее время накоплена обширная база данных по корпусам различных судов (более 150 моделей корпусов). Некоторые из этих моделей используются при модернизации уже построенных судов или при проектировании новых. В этом случае изменение поверхности и получение нового окончательного варианта происходит значительно быстрее.

Кроме сглаживания поверхности система используется совместно с системой FORAN для моделирования листов наружной обшивки и получения разверток. При этом разворачиваются все листы. Следует отметить что традиционно на Норвежских судоверфях не использовались припуски на листах наружной обшивки. Это обстоятельство налагает особые требования на качество полученных разверток листов. За три года эксплуатации системы в Норвегии мы не имели претензий к качеству разверток со стороны судоверфей. Сейчас моделируются и разворачиваются даже те листы, которые традиционно делались вручную и с изготовлением макетов - листы якорных ниш, конусов подруливающих устройств, район кормового роллера для судов обслуживания буровых и т.п.

В настоящее время перспективы развития системы видятся в направлении создания мощной и гибкой проектной системы со встроенными расчетными модулями и на основе реального опыта эксплуатации в условиях жесткой конкуренции на европейского рынка подобных систем.

Александр Алексанов (Aleх@steelcad.no)
www.steelcad.no


Главная      Новости     Судостроительные САПР     САПР на практике     Статьи     Ссылки

Форум     Гостевая книга    

© Alexey, 2001-2009